Компания «Свечной Двор»

Святочная история с огоньком.

«Московская промышленная газета» № 48/2001.

Эпизод первый. Про Ирину
Будучи еще маленькой девочкой, Ира очень любила ходить к маме на работу в патентное бюро по пятницам, когда у художников-дизайнеров был творческий день. Вместе с ними она прилежно рисовала композиции и натюрморты. Это был ее единственный художественный опыт. После школы девушка поступила в университет на социологический Факультет, а на четвертом курсе пришла на практику в фирму, которая внедряла новые технологии. Там Ирина стала присматриваться к несложному ручному производству, на базе которого можно что-то самостоятельно организовать. Хотя была глубоко уверена, что прожектам не суждено осуществиться: для этого нужен большой капитал. Но тут в ее судьбе произошел неожиданный поворот.

От фирмы Ирина съездила в Германию, потом в Америку. В США она увидела, какие оригинальные свечи режут вручную мастера маленьких провинциальных артелей. Ее заворожили цвета, разнообразие формы, остроумные задумки. И Ира устроилась в свечную мастерскую в Сиэтле. Работала как Золушка бесплатно, ни от какой работы не отказывалась, запоминала, собирала опыт по крохам. Оказалось, что в США на производство декоративных свечей смотрят весьма серьезно: у производителей есть своя ассоциация, издается ежемесячный журнал «Свет свечи», собираются ежегодные конференции, проводятся конкурсы и семинары.

Через два года Ирина Крамаренко сама стала членом американской ассоциации свечных производителей в качестве генерального директора московской ремесленной мастерской «Свечной двор». В 1998 году на конкурсе в США были выставлены лепные цветочные композиции из парафина, получен патент на их разработку. А художницам Т. Сафроновой и Н. Забелиной вручили самую престижную награду за новую технику исполнения. И это тоже было удивительно, поскольку считается: все уже придумано и испробовано за сотни лет изготовления свечей, и награда Американской ассоциации присуждается только в исключительных случаях.

Эпизод второй. Объявление в газете
…Только что организованная Ириной Крамаренко ремесленная ассоциация «Свечной двор» в 1996 году поместила объявление в газете «Работа для Вас» о наборе женщин от 18 до 50 лет. Требовались терпеливые, усидчивые, любящие рукодельничать и фантазировать, имеющие привычку к монотонной и кропотливой работе.

Татьяна Сафронова, технолог по металлорезке, уже давно не получавшая зарплату на родном заводе, готова была заниматься чем угодно. К сожалению, возраст ограничивал возможности. И тут она встретила Ирину Крамаренко, которая предложила женщине попробовать себя в свечном производстве. Крамаренко искренне верила, что любая женщина – Марья-искусница. Если умеет вязать, то научится и шить, и рисовать, и лепить цветы из парафина. А вязать, рукодельничать Татьяна умела всегда.

Надежда Забелина раньше работала в НИИ инженером по стандартизации и в годы перестройки ощутила абсолютную бесперспективность своих занятий. Увидела объявление в газете и, оценив свою склонность к кропотливому и монотонному труду, решила подзаработать. На собеседовании ей показали резную свечу в стиле барокко, напоминающую фарфоровую статуэтку, которую, если бы не фитиль, можно было принять за настоящую. Ахнув от восторга, Надежда согласилась работать на «Свечном дворе». На первых порах приходилось нелегко. Но, как говорится, было бы желание… Именно тогда вместе с Татьяной Сафроновой они стали лепить свечи, принесшие первый успех мастерской в Америке. Надежда экспериментировала с цветом, заливая радужные пласты парафина для композиций, а Татьяна придумывала формы лепестков и стебли, соединяя цветы в букеты.

Резчица по парафину Галина Васильева рисовать мечтала с детства. Однако жизнь распорядилась по своему. Сначала она работала в медицине, потом занималась экономикой, торговала на продовольственном рынке. Но ни одна работа не приносила удовлетворения. Вечерами смотрела телевизор и жалела себя, когда показывали красивую и интересную жизнь. Однажды в какой-то информационной передаче показали «Свечной двор», женщин, разрисовывающих и вылепливающих парафиновые скульптуры. А вскоре Галина, как и многие ее коллеги, увидела объявление о приеме на работу в мастерскую. Тенперь она с удовольствием срезает тонкие пласты материала, загибает лепестки и витые косички, убирает заусенцы и сосульки. Ее композиции буквально светятся изнутри, привлекая особое внимание посетителей художественных салонов и выставок. Одна из таких экспозиций прошла недавно в Московском фонде культуры, половина выставочных образцов была продана на месте.

Эпизод третий. Хохлома
Первый опыт в свечном производстве У Татьяны Сафроновой и Надежды Забелиной оказался анекдотическим. Перемудрили по незнанию. Дело в том, что Татьяне из русских народных промыслов больше всего нравится хохломская роспись. Решили сделать свечу «под хохлому». Вылепили корзинку с фруктами и взлетающими бабочками. Корзинка – черная, фрукты – ярко-желтые, бабочки – огненно-красные. Однако художницы не учли, как меняется форма и цвет при скульптурной нарезке. Колор оказался ядовитых оттенков, резьба – неудачной. Коллеги качали головами. Надежда с Татьяной не на шутку испугались: а вдруг этот первый блин комом увидит Ирина Крамаренко и скажет: «Портите репутацию фирмы».

Собирались уже переплавить «шедевр», но тут в цех пришел оптовый покупатель. Он отобрал образцы фигурных свечей: собачек, ежиков, кошечек и вдруг застыл перед хохломской корзинкой, как перед произведением искусства.

-Это продается? – спросил мужчина с придыханием.

Татьяна и Надежда переглянулись: вроде не шутит.

-Да… продается…

Оптовик уходил со «Свечного двора» счастливый, бережно прижимая композицию с ядовито-красными бабочками. А художницы радовались, что удачно избавились от своего детища, хотя, по мнению коллег, наблюдавших восторг покупателя, женщины явно продешевили.

Эпизод четвертый. Об отходах производства
На любом предприятии бывает брак. На свечном тоже: скол граней, деформация, трещины. Бракованные свечи обычно идут в переплавку. Но прежде их должен посмотреть художник Александр Лебедев. На «Свечном дворе» он работает год. Как и у многих мастеров, у него нет художественного образования. Зато есть талант от Бога, жизненный опыт, особое видение мира. Саша искал себя долго – работал на телевидении, на фабрике пластмассовых игрушек. Сейчас режет по парафину. Из некондиционных свечей рождаются корабли, контрабасы и гитары, геометрические композиции, кактусы, карандаши и сигары. Саше поручают индивидуальные заказы. Его свечи дарят молодоженам, директорам фирм на юбилеи, зарубежным партнерам, На эксклюзивные свечи художник наносит причудливую резьбу, фирменные знаки, поздравления.

-На «Свечном дворе» почти не бывает отходов производства, — рассказывает главный художник мастерской Ирина Щербинина. Она – архитектор, по ее проектам построено несколько домов в Москве, но последние два года ей ближе композиции из цветного парафина, а не стекло и бетон.

В отливочном цехе подвешенные на крюки свечи окрашивают. Они похожи на осьминогов: радужный парафин стекает и застывает щупальцами. Если эти сосульки переплавить, то получится серо-буро-малиновая масса. Большие круглые и трапециевидные свечи украшают приклеенными снизу щупальцами – возникают композиции, напоминающие деревья, утопающие в сказочной одолень-траве, батискафы, опутанные водорослями. Последнее изобретение мастера – свеча, покрытая срезами цветного парафина, подобно флорентийской мозаике. Главный художник не случайно называет эти свечи царскими. Но самые любимые работы Щербининой – композиции с внутренними вкраплениями цвета. Кусочки красного, голубого, черного материала после горячей обработки расплываются и дают самый непредсказуемый художественный эффект. Каков будет рисунок – загадка, сокрытая до момента выемки изделия из формы. Порой художник и сам не знает, что выйдет: перо жар-птицы, африканский ковер или потеки осенней грязи на капоте авто. Именно за загадочность и неожиданность любит Ирина Щербинина такую технику. Увы, попытки создания «Внутренней» мозаики не всегда заканчиваются благополучно.

Среди художников принято, чтобы свеча «знала» одну руку, то есть автор ведет изделие от начала и до конца. И хотя формовкой занимаются опытные мастера- мужчины, при разработке новой технологии художницы никому не доверяют воплощение творческих фантазий. А это нередко грозит ожегами, брызгами парафина на лицо и одежду. Есть и еще одна ложка дегтя в этих святочных благополучных сюжетах: большинство материалов, используемых художниками, приобретается в США: красители, фители, ароматизаторы. Ни одно московское или подмосковное шнурочное производство не соглашается наладить линию для изготовления фитилей. «Свечной двор» – мастерская небольшая, подобных ей в Москве нет, поэтому линия вряд ли себя окупит», говорят специалисты. Ароматизаторы парфюмерной промышленности тоже не годятся для свечного производства. Вот и приходится получать посылки из-за океана, а это не может не отразиться на цене продукции.

Финал
Перед новым годом у художников особенно много работы : не успели свечи остыть, а их уже отправляют в крупные универмаги, в художественные салоны. Мастерская делает более 300 видов свечей. Среди них – недорогие детские, пряничные домики, новогодние Деды Морозы и Змеи, уникальные интерьерные композиции. Сейчас на «Свечном дворе» работает около сорока человек. Здесь много молодежи, но попробовать себя приходят и люди среднего возраста и даже пожилые. А почему бы и нет? Ведь все, как мы уже говорили, только начинается.

Наталья Иванова

Добавить комментарий